ИЗУЧЕНИЕ КАНАДЫ И МОЛОДЕЖЬ

Первая конференция молодых канадоведов в Москве

15 марта 2000 г. в здании 1-го гуманитарного корпуса МГУ на Ленинских горах произошло неординарное событие, которого давно ждали — первая научная конференция молодых канадоведов Москвы под названием "Современные проблемы Канады". Конференция была проведена Российской ассоциацией изучения Канады при участии Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Непосредственными организаторами конференции были профессор Исторического факультета МГУ, вице-президент РАИК О.С. Сороко-Цюпа и старший преподаватель МГИМО, член правления РАИК О.А. Федосюк. В конференции приняли участие 17 человек, в том числе третий секретарь Посольства Канады в РФ г-н Марк Опгенорт. С докладами выступили восемь молодых ученых.


Программа Конференции

  • Вступительное слово профессора О.С. Сороко-Цюпы.
  • Евгений Хорошилов, аспирант ИСКРАН. Финансовая система Канады: проблемы либерализации.
  • Марина Владимирова, младший научный сотрудник ИСКРАН. Канадская самобытность в североамериканском контексте: некоторые аспекты.
  • Леонид Перминов, аспирант ИСКРАН. Концепция "безопасности человека" во внешней политике Канады в 1990-е годы.
  • Евгения Мазуренко, студентка 5 курса исторического факультета МГУ. Ситуация на рынке рабочей силы в Канаде в 70-е годы. Период "полной" занятости.
  • Екатерина Еременко, аспирантка РАГС. Современная этнополитическая ситуация в Канаде: пути регулирования.
  • Маргарита Волкова, студентка 5 курса исторического факультета МГУ. Кризис канадской федерации и провал Мичлейкского соглашения.
  • Ирина Болгова, студентка 5 курса исторического факультета МГУ. Референдум 1995 года как отражение современных проблем Квебека.
  • Ксения Цыпина, аспирантка Института всеобщей истории РАН. Обзор содержания журнала "Globe. Revue international d'etudes quebecoises" за 1998—99 годы. Вопросы терминологии и теории культуры.


Тезисы выступлений приводятся ниже:

Е. Хорошилов: Либерализацию финансовой системы в Канаде можно назвать эволюционной. Она началась уже с середины 1950-х годов и не окончена до сих пор. В течение трех десятилетий процесс либерализации, в значительной мере сводился к расширению возможностей канадских коммерческих банков. Лишь только с начала 80-х годов он стал приносить какие-либо выгоды их канадским и иностранным конкурентам.

С 1997 г. идет очередной этап либерализации канадской финансовой системы. Правительством Канады была создана специальная комиссия МакКея (MacKey Task Force). Ее целью стало всеобъемлющее изучение ситуации на финансовом рынке страны. Именно выводы комиссии стали основой новой политики Канады в сфере финансовых услуг, заявленной правительством в июне 1999 г. и нацеленной на рост конкуренции на канадском рынке финансовых услуг. Важно, что новые реформы направлены против доминирующего положения коммерческих банков.

Основной проблемой при проведении либерализации финансовой системы Канады остается сильное давление на правительство как со стороны мощного банковского лобби, так и со стороны сил, имеющих противоположные банкам интересы. В 1998—99 гг. канадские банки явно проигрывали эту партию. Однако, недавно появились признаки того, что они начинают возвращать свои позиции на политическом фронте.

Анализ процесса либерализации финансовой системы Канады показывает, что на современном этапе он в большей степени определяется политическими, а не экономическими факторами. Вероятно, что дальнейшие реформы в финансовом секторе будут носить в известной мере популистский характер. Можно прогнозировать, что в ближайшие 3—5 лет будет доминировать политика мелких уступок национальным коммерческим банкам, одновременно с поощрением конкуренции за счет расширения возможностей их канадских и зарубежных соперников.



М. Владимирова: В докладе рассматривается самобытность канадской культуры, ее отличие от США, с которыми их часто "путают" ввиду их большого сходства и говорят о существовании единой североамериканской культуры, имея в виду США и Канаду. Существует, по мнению автора, целый ряд аргументов, говорящих в пользу существования самобытной канадской культуры, отличной от культуры Соединенных Штатов по некоторым важным аспектам культуры. В докладе дается определение понятия культуры. Показано, чем Канада и США похожи, и что их отличает. Среди аспектов, по которым канадская культура отличается от американской, рассматриваются: национальное самосознание канадцев, их устойчивое нежелание считать себя американцами, наличие "провинциального комплекса неполноценности" в Канаде, "северность" Канады, более глубокий контакт с природой, что отразилось в их искусстве и литературе, своеобразная "этнокультурная мозаика" Канады, сильная региональная разнородность, большая некомпактность Канады, большая терпимость канадцев по отношению к представителям других национальностей и культур, политическая культура, отличная от американской, отличная экономическая структура Канады и др.



Л. Перминов: В основе концепции "безопасности человека" лежит политика по защите прав человека в мире. Решение проблемы соблюдения прав человека увязывается с необходимостью повышения "качества" жизни в странах третьего мира и в Восточной Европе, а также с созданием условий для безопасного существования каждого индивида. Канадская политика защиты прав человека основывается на трех основных принципах: положение с правами человека не является исключительно внутренним делом каждого государства, права человека носят всеобщий характер, многосторонний подход и стимулирование нужных изменений изнутри. Действия Канады по защите прав человека укладывается в три основных направления: содействие соблюдению прав человека в мире, предотвращение и урегулирование конфликтов, инициативы по укреплению безопасного существования человека.

Концепция "безопасности человека" является ярким образцом "новой дипломатии", дипломатии, учитывающей изменения, произошедшие в международных отношениях, приведших к крушению "биполярной" системы, и увязывающей решение канадских проблем с общемировыми.



Е. Мазуренко: Состояние рынка труда Канады в 70-е годы характеризуется значительным увеличением масштабов безработицы, усложнением ее половозрастной и профессионально-квалификационной структуры, ростом качественных диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, расширением сферы услуг и снижением числа работников, занятых в сфере производства.

Несмотря на относительно высокие темпы роста экономики, минимальный среднегодовой уровень безработицы в 70-е годы превысил 5% по сравнению с 3,6% в прошлом десятилетии. Особо драматический характер приобрела проблема безработицы во второй половине 70-х годов после циклического кризиса, который по своей глубине уступает лишь "великой депрессии" 30-х годов.

В период "полной занятости" ситуация на рынке рабочей силы в Канаде была достаточно сложной и противоречивой. Канадские трудящиеся столкнулись с многочисленными проблемами, большинство из которых так и остались нерешенными. Основная причина этого заключается в том, что в проведении политики занятости правящие круги Канады традиционно делали упор на косвенные методы государственно-монополистического регулирования. Однако действительность показала, и это стало особенно очевидно в 70-е годы, что бюджетные и кредитно-денежные методы стимулирования деловой активности не оказали существенного влияния на уровень безработицы и тем более не "исправили" структурных диспропорций рынка рабочей силы. В дальнейшем государство будет уделять все больше внимания прямому регулированию в этой сфере.



Е. Еременко: Современная этнополитическая ситуация в Канаде имеет три основных направления кризисного развития: проблема квебекского сепаратизма, растущее самосознание коренных народов, зарубежная иммиграция, для решения которых правительство Канады использует следующие основные пути.

Реализация разработанной с учетом этнополитической ситуации в стране иммиграционной политики государства, которая исходит из идеи положительного влияния регулируемой иммиграции на социально-экономическую ситуацию в стране и спланирована таким образом, чтобы привлечь наиболее высококвалифицированных, социально защищенных и обеспеченных иммигрантов в страну для решения ее экономических, социальных, демографических, а часто и политических вопросов.

Реализуется языковая политика государства, которая учитывает официальное двуязычие и основывается на демографической картине и федеральной организации страны, кроме того, гарантирует школьное обучение детей на родном (английском или французском) языке, предусматривает осуществление мер, направленных на сохранение и развитие языков коренных народов, обеспечивает двуязычие в государственных органах страны.

Политика многокультурности представляет собой национальную политику Канады и отталкивается от факта многоэтничности и многокультурности населения Канады и призвана внедрять во все сферы жизни канадского общества вечные ценности, такие как равенство, уважение и чувство сопричастности канадскому обществу, что является основой построения канадской нации.

Главной целью проводимых в Канаде государственных мероприятий является достичь определенное равновесие между центробежными и центростремительными тенденциями в развитии национальных отношений, добиться создания стабильной и благожелательной этнополитической ситуации.



М. Волкова: Вопрос о конституционной реформе является наиболее актуальным в современной политической жизни Канады.

В 1982 г. провозглашается Акт о конституции. Однако Квебек отказался подписать этот федерально-провинциальный документ, и до сих пор остается вне рамок общефедерального конституционного процесса.

В конце 80-х — начале 90-х гг. консервативное правительство во главе с Б.Малруни предпринимает две попытки выхода из затянувшегося кризиса федерации.

Первая инициатива относится к 1987 г., когда в ходе федерально-провинциальных переговоров был согласован документ, получивший название "Мичлейкское соглашение". Его основу составило положение о закреплении за Квебеком статуса "самобытной общности" в рамках федерации. Но соглашение не вступило в силу из-за отказа Манитобы и Ньюфаундленда ратифицировать документ. Провинции требовали предоставление статуса "самобытной общности" коренным народам и другим этносам в составе Канады; они также опасались ослабления власти федерального правительства вследствие этой реформы.



И. Болгова: В докладе подробно рассматривается полемика по основным вопросам накануне референдума по определению статуса Квебека осенью 1995 года. На основе канадской прессы августа-октября 1995 года выделяются главные вопросы политической борьбы: формулировка вопроса, предлагаемого для всеобщего обсуждения, проблема реальности экономического союза независимого Квебека с остальными канадскими провинциями и вхождения его в НАФТА, социальные проблемы и роль коренного населения провинции, а также внешнеполитический аспект.

На основе статистических данных проводится подробный анализ результатов голосования 30 октября 1995 года по округам, социальным группам, возрастным категориям и национальному признаку. Основное заключение, которое может быть выведено из итогов данного референдума — это осознание глубины кризиса, охватившего федералистскую Канаду и не решенного до сих пор.



К. Цыпина: Сообщение ставит своей целью довести до сведения аудитории появление в числе доступных в Москве изданий, освещающих канадскую проблематику, нового периодического издания.

Журнал "Globe. Revue international d'etudes quebecoises", основанный под эгидой Университета МакГилл (в рамках проводимой университетом программы изучения Квебека), выходит с 1998 г. В сообщении систематизируются основные направления публикаций журнала, выявляются характерные для журнала тенденции. В связи со статьей Ф. Роше поднимается вопрос о стоящей перед российскими гуманитариями и, в частности, канадоведами, необходимости осмысления, обсуждения и систематизации собственного терминологического аппарата.

Наверх

123995 Москва,Хлебный переулок 2/3 (Институт США и Канады РАН)
Тел.: + 7 (495) 697-22-50, факс: +7 (495) 697-30-16, e-mail: racs.ru@yandex.ru
Copyright © 2004-2014 РОИК