Современный этап развития научно-технического потенциала Канады


Л.А. Немова,
зав. сектором экономических проблем Канады Института США и Канады РАН


Л.А. Немова. "Современный этап развития научно-технического потенциала Канады". Статья в журнале "США-Канада. Экономика, политика, культура", № 8—9, 2003 г. Объем — 1,7 а. л.

В статье освещены следующие вопросы:

  • Особенности формирования научно-технического потенциала Канады;
  • Перемены в концептуальных основах и в условиях реализации научно-технической политики государства после вступления в силу соглашений о свободной торговле в Северной Америке;
  • Развитие потенциала НИОКР в предпринимательском секторе в 1990-е годы;
  • Перестройка организационно-финансовых механизмов осуществления государственной научно-технической политики;
  • Основные задачи и направления современной инновационной стратегии.

Расширенный и обновленный материал по данным вопросам изложен в главе "Стимулирование НИОКР и инновационного процесса" (2,2 а..л.) в монографии

"Социально-экономическая политика государства в Канаде: современные тенденции".

Краткое изложение выводов исследования

Анализ динамики научно-технического прогресса в Канаде в 1990-е годы говорит о том, что либерализация торгово-инвестиционного режима в Северной Америке не привела автоматически к преодолению технологического отставания Канады от США. Сравнительно невысокая активность предпринимателей в сфере НИОКР все еще остается слабым звеном всей инновационной системы в Канаде, тогда как разработка и внедрение в производство новых продуктов и технологий является ключевым фактором достижения и сохранения конкурентных преимуществ канадских компаний на внутреннем и внешних рынках. В этих условиях, поддержка государством образования, науки и инноваций остается важнейшим инструментом прогрессивных структурных преобразований в экономике и укрепления ее конкурентоспособности. Вместе с тем, судя по активному участию различных предпринимательских организаций в разработке инновационной стратегии, необходимость вовлечения канадских компаний в процесс ее реализации получила широкое признание и в деловых кругах.

Многократно уступая США по численности населения и экономической мощи, Канада, безусловно, не может быть лидером сразу во многих областях научно-технического прогресса. Поэтому в современной инновационной стратегии федерального правительства прослеживаются два основных направления действий. Первое заключается в том, чтобы усилить способность национального научно-технического комплекса производить новые знания и технологии в нескольких приоритетных областях. Ими признаны медицина и геномика, освоение богатств Мирового океана, телекоммуникационные и информационные технологии, биотехнологии и некоторые другие. Второе направление связано с расширением возможностей получать и использовать на практике знания, произведенные в других странах, что в решающей степени зависит от усиления кадрового потенциала науки в самой Канаде. В связи с этим, вновь увеличиваются федеральные ассигнования на подготовку научно-исследовательских и инженерно-технических кадров, а также проведены реформы иммиграционного законодательства, облегчающие переселение в Канаду молодых специалистов с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации.

В результате целенаправленной политики, проводимой федеральным правительством с середины 1990-х годов, к числу сильных сторон национального научно-технического комплекса в Канаде прибавились хорошо налаженная система мониторинга и информационного обеспечения инновационного процесса в экономике, а также новые механизмы координации взаимодействия между всеми его участниками.

Смешанные консультативные и экспертные советы, государственно-частные структуры, образуемые в процессе создания и функционирования технологических кластеров, дают возможность мобилизовать разнообразные организационно-финансовые и административно-управленческие ресурсы для комплексного подхода к развитию научно-технического потенциала страны. В условиях растущей заинтересованности в этом деловых кругов повышается вероятность того, что современная инновационная стратегия действительно приведет к ожидаемой активизации НИОКР и внедрения их результатов в предпринимательском секторе экономики. Важно и то, что государственная научно-техническая политика играет сейчас очень важную роль в укреплении экономического единства Канады. Если позиции федеральных властей ослабли в некоторых, прежде ключевых сферах социально-экономического регулирования, то в развитии высшего образования и науки, стимулировании нововведений именно федеральное правительство имеет достаточно полномочий и возможностей выполнять функции лидера. Проводимый в настоящее время курс на создание новых исследовательских центров и технологических кластеров во всех регионах страны пользуется широкой поддержкой провинциальных властей и деловых кругов.


123995 Москва,Хлебный переулок 2/3 (Институт США и Канады РАН)
Тел.: + 7 (495) 697-22-50, факс: +7 (495) 697-30-16, e-mail: racs.ru@yandex.ru
Copyright © 2004-2014 РОИК