|
![]() 2–4 февраля 2010 г. в Саратовском государственном университете при финансовой поддержке Правительства Канады был проведен международный научно-практический семинар «Интернет и традиционные СМИ в медиакультурном пространстве Канады и России». Непосредственными организаторами мероприятия выступили Посольство Канады в Москве, Российское общество изучения Канады (РОИК), Школа журналистики Квебекского университета в Монреале, кафедра литературоведения и журналистики и кафедра романской филологии Института филологии и журналистики СГУ. В семинаре, кроме саратовских и монреальских филологов и журналистов, приняли участие преподаватели и научные сотрудники Института США и Канады РАН (ИСКРАН), Московского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета и Ульяновского государственного университета. На пленарном заседании с приветственным словом выступили директор Института филологии и журналистики СГУ профессор В.В. Прозоров и второй секретарь посольства Канады в Москве Николя Бруссо. Затем заведующая сектором политических проблем Канады ИСКРАН Е.Г. Комкова выступила с докладом «Канада в мире» о политических, экономических и культурных достижениях современной Канады. Эту тему в последний день семинара продолжил заведующий отделом Канады ИСКРАН В.И. Соколов, осветив положение Канады на современном этапе научно-технического развития. Заведующий кафедрой романской филологии СГУпрофессор В.Т. Клоков подробно рассказал о развитии научно-образовательных и культурных связей, установленных в результате контактов преподавателей Института филологии и журналистки СГУс посольством Канады в Москве, Российским обществом изучения Канады и коллегами из высших учебных заведений Канады. Проводимый семинар, продолжая серию семинаров, организованных канадоведами СГУв 2006 и 2008 гг., на этот раз положил начало журналистскому направлению в своей работе. На пленарном заседании был представлен заключенный в конце 2009 г. договор о сотрудничестве между СГУ и Квебекским университетом в Монреале. В.В. Прозоров и В.Т. Клоков также представили семинару недавно опубликованный в издательстве Квебекского университета в Монреале сборник статей La Revolution Internet, авторами которого стали монреальские и саратовские преподаватели и журналисты. На вечернем заседании первого дня семинара были заслушаны доклады канадских гостей – профессора Квебекского университета в Монреале Жан-Клода Бюрже и собственного корреспондента канадской государственной телерадиокомпании Radio-Canada в России Александры Шацка. Если в первом выступлении речь шла о работе канадских журналистов на их родине, то во втором – о журналистском опыте канадцев в России. А.А. Суворов (СГУ) представил доклад на тему «Интернет: новое СМИ и его манипулятивный потенциал». Представитель Московского государственного университета Л.А. Круглова раскрыла тему «Визуализация традиционных СМИ в Интернете». Выступления вызвали большой интерес и оживленную дискуссию между докладчиками и слушающими. Во второй день семинара состоялось два плодотворных заседания – «Интернет и традиционные СМИ в культурно-образовательном пространстве Канады и России» и «Канадское культурное пространство глазами российских учёных». Участники первой секции размышляли о том, как Интернет меняет традиционные культурные и образовательные практики. Началась она с доклада М.-А. Сабурэна о системе журналистского образования в Квебеке и функционировании независимого студенческого издания Квебекского университета в Монреале Montr?al Campus. Профессор, заведующая кафедрой зарубежной литературы и журналистики И.В. Кабанова в докладе «Использование Интернета студентами-филологами в учебном процессе» рассказала о том, как студенты специальностей «Филология» и «Журналистика» пользуются Интернетом в учебных целях и как это влияет на усвоение курсов. Профессор кафедры общего литературоведения и журналистики, проректор СГУпо учебно-методической работе Е.Г. Елина в выступлении на тему «Типология читательской литературной критики в Интернете» предложила вниманию присутствующих свои размышления о том, как Интернет меняет традиционные формы литературной критики и взаимоотношения трёх главных участников литературной жизни – писателя, читателя и критика. Воздействию Сети на образовательную и культурную среду были посвящены выступления других участников секции – У.А. Копёнкиной («Читательские предпочтения студентов-филологов: опыт Интернет-исследования»), К.А. Розанова («Интернет-литература как составляющая российского киберпространства») и А.В. Раевой («Влияние Интернета на форму литературно-критических публикаций в печатных изданиях»). На заседании канадоведов обсуждались традиционные для этой секции лингвистические и литературоведческие вопросы, связанные с состоянием, положением и функционированием в Канаде французского и английского языков, с развитием франкоязычной квебекской литературы. Сособым интересом были выслушаны доклады Е.А. Мироновой (УлГУ) «Переводческая модель Канады», Н.В. Друзиной (Педагогический институт СГУ) «Образ женщины в Квебекской прессе», В.Т. Талахадзе (СГУ) «Жители Ньюфаундленда в зеркале языковой картины мира Канады», Е.В. Исаевой (РГГУ) «Шатобриан в Северной Америке», А.Е. Кулакова (СГУ) «Эмиль Неллиган – канадский поэт», Е.А. Варламовой (СГУ) «Особенности франко-канадского литературного процесса», О.В. Елисеевой (УлГУ) «Влияние французского и английского языков на изменение содержания религиозных концептов канадской лингвокультуры». 4-го февраля на семинаре был проведен круглый стол на тему «Информация в Интернете: открытость и контроль». Открывая его, директор Института филологии и журналистики СГУ профессор В.В. Прозоров рассказал о результатах проведенного им тестирования, посвященного восприятию цензуры в Интернете различными категориями пользователей. Выступление определило основные вопросы для обсуждения: существуют ли основания считать Интернет пространством, свободным от цензуры; нужна ли цензура и каких областей информации она должна касаться; какова роль самоцензуры в процессе общения в Интернете. В завершение работы российско-канадского семинара обе стороны высказали надежду на дальнейшее сотрудничество в сфере науки и образования. ![]()
|